Похвальное Слово Анахарсису.
Письменные
источники повествуют о множестве философов древнего мира, которые жили в
античных полисах, мировых империях… уединенных усадьбах в деревенской глуши
античной ойкумены. Традиция, сложившаяся в стереотип, утверждает об исконном
эллинском начале философской мысли: Фалес и Анаксагор, Протагор и Демокрит, и,
наконец, Сократ, как признанный родоначальник «антропологического поворота» в
философии. Так считали в Средние века, в этом было убеждено Возрождение и Новое
время, так считают и поныне. Но авторы античного мира зачастую отдавали пальму
философского первенства отнюдь не эллину, а скифу, одному из семи мудрецов –
Анахарсису. Ссылки на авторитет этого имени при разрешении проблем этического,
морального и правового характера встречаются у более чем 70-ти античных
авторов. Подкреплять свои рассуждения цитатами Анахарсиса не гнушались ни
Сократ, ни Платон, ни Аристотель, значимость мнения скифского мудреца не раз
подтверждали Цицерон, Сенека, Плутарх, Дионисий. Биографией философа
интересовались Геродот и Страбон. Свою
значимость рассуждения Анахарсиса сохраняли до эпохи Патристики (Раннее
Средневековье), после чего на долгое время это имя оказалось выключенным из
списков философов. Интерес к Анахарсису вновь появился в ХХ веке благодаря
шведскому ученому Я. Киндстранду. Во многом из-за авторитета этого шведа и
целому ряду других менее значимых исследователей, Анахарсис стал фигурой
легендарной, «притчей во языцах» у историков. К сожалению, интерес философов к
фигуре Анахарсиса по большей части – отсутствует.
Кем
же был Анахарсис? Что привело к омифологизации его фигуры и заставляло на
протяжении веков цитировать светлейшими умами античности высказывания «дикого
скифа»?
Родился
Анахарсис в Северном Причерноморье между 620-610 гг. до н. э., а был убит в
550-530 гг. до н. э. Судя по всему, отец
Анахарсиса был ближайшим родственником скифского царя. Его матерью была эллинка
из Борисфена (колонии Милета в районе устья Днепровского лимана). Рождение
Анахарсиса как человека и как личности на стыке культур, его желание воплотить
в себе все самое лучшее эллинов и скифов привели полускифа, полуэллина к трагической смерти от руки родственника,
якобы за отказ от отеческих скифских обычаев.
Большую
часть жизни Анахарсис провел в Элладе, куда отправился по заданию скифского
царя для получения образования и изучения эллинских законов. Он побывал в
Милете, на островной Греции, продолжительное время жил в Афинах, Спарте,
возможно, бывал в Лидии. В круг его знакомых входили такие известные личности,
как Крез и Солон. Время от времени он возвращался в Скифию, а в свой последний
приезд, будучи глубоким стариком, - был убит.
Письменных
работ, как и Сократ, Анахарсис после себя не оставил. Но известно более 50 его
высказываний и крылатых выражений, плюс письма, которые, возможно, являются
подделкой рубежа эр.
Судя
по сохранившимся текстам, Анахарсиса интересовал Человек во всем своем
многообразии, он рассматривал его в этическом, эстетическом, правовом,
социальном измерении, высказывал суждения об этикете, нравственности, проблемах
смерти, юмора, образования. Если его современники натурфилософы отдавали
предпочтение поискам первоначала, исследованиям окружающего мира, то Анахарсис
обратился к человеку как исходной проблеме всех загадок бытия (это произошло за
полвека до рождения Пратогора и Сократа – наиболее известных «человековедов»
античности).
Анахарсис
был апологетом лаконичности, за внешней простотой которой кроется глубокое
понимание окружающего мира. Вот некоторые его высказывания:
«Кто
враг человеку?» - «Он сам».
«Что
есть у человека хорошего и плохого» - «Язык».
Показателен
и диалог Анахарсиса с Крезом.
Крез: «Какие из живых существ храбрейшие?».
Анахарсис: «Самые дикие, ибо лишь они
мужественно умирают за свою свободу».
Крез: «Какие из живых существ самые справедливые?».
Анахарсис: «Самые дикие,
ибо лишь они живут согласно природе, а не согласно законам; природа есть
творение божества, а закон – установлен человеком, и более справедливым будет
пользоваться тем, что открыто богом, а не человеком».
Крез: «Не являются ли звери наимудрейшими существами?».
Анахарсис: «Это так, ибо отдавать должное истине природы перед
истиной закона есть основной признак мудрости».
Крез: «Твои ответы основаны на скифском, звероподобном
воспитании».
Рожденному
на культурном изломе Северного Причерноморья в эпоху ранней колонизации,
Анахарсису было тяжело отдать предпочтение законам и обычаям скифов, но еще
тяжелее было ему считать себя эллином. По этому поводу сохранилось замечание
Анахарсиса, в котором он отметил, что ум его принадлежит Элладе, а сердце -
Скифии. Вся жизнь этого мыслителя явилась примером уважения к другому,
отказа от понятия «чужой» при обращении к Человеку. Долгие годы жизни в
Элладе, короткие приезды на родину, несомненно, являлись результатом поиска
вариантов компромисса, между эллинами и варварами, между культурой и
цивилизацией, правом и законом, дряхлеющим обществом и зарождающимся
агрессивным государством.
Ответ
на проблемы, которые поставила перед миром жизнь Анахарсиса, дали эллинистические
государства Северного Причерноморья, продемонстрировавшие возможности
плодотворной культурной синкретизации. Позднее появятся в Ольвии, Херсонессе,
Пантикапее профессиональные философы, зародится своя особенная письменная
историческая традиция, гимнасты этих городов будут выигрывать олимпийские игры,
потомки межэтнических браков станут выдающимися деятелями Эллады (чего стоит
только имя Демосфена)… И будет осознание
своей особенности, исключительности, что приведет к появлению боспорского
царства, как наиболее удачному варианту разрешения конфликтов на культурных,
этнических и религиозных разломах. Но все это будет через несколько столетий
после смерти Анахарсиса - первого представителя культурной волны, так
поразившей в свое время античный мир по оси Александрия – Афины.
Фигура
Анахарсиса является знаковой для нашего с Вами времени и для нашего с Вами
геополитического пространства. Она выступает символом уважения к традициям ДРУГОГО…
А это ведь так важно для всего постсоветского пространства, где трагический, а
во многих отношениях и омерзительный разлом проходит не по географическим
меридианам, не сквозь этнические и конфессиональные особенности, а через сферу
исторического - как разлом культурного времени. Сейчас уже нормой стало
выпячивание СВОЕГО советского прошлого или же – его ПОЛНОЕ отрицание, а
будущее… не определенно вовсе. Это приводит к опасности закольцовывания потока
социокультурного развития в рамках вечно длящегося «ужасненького» настоящего…
В такой печальной ситуации жизнь Анахарсиса является
своеобразным «факелом Диогена», позволяющим разогнать «тьму сияющего дня»,
символом открытия самих себя, своей исключительности благодаря диалогу с
ЧЕЛОВЕКОМ, который ни при каких обстоятельствах не должен проходить по реестру
Чужого, легко трансформирующегося в образ социокультурного Врага.
Авторская справка.
Шевченко Олег Константинович.
Кандидат философских наук,
http://antika-vlast.at.ua/ e-mail: skilur80@mail.ru
|