Вербное воскресенье в Алуште. 2012 год.
Вход Господень в Иерусалим
Вербное воскресенье - великий двунадесятый переходящий праздник. Он празднуется за
шесть дней до предания Иисуса Христа на крестную смерть и страдания. Праздник
Вход Господня в Иерусалим в народе называется Вербным воскресеньем. Этот
праздник христианская Церковь ввела в IV веке, а у нас на Руси он начал
отмечаться в X веке. Этим праздником завершается Великий пост.
Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в
Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного
воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для
празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством
последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в
древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские,
негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе,
задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев
приходили и веровали в Иисуса».
На
праздник Пасхи Христос со своими учениками пошел в Иерусалим. Сначала они шли
пешком, но когда дошли до селения Виффагия, Иисус подозвал к себе двух учеников
и сказал им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдите
ослицу привязанную и молодого осла с нею. И взявши, приведите ко мне. И если
кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу». Ученики привели
ослицу и осленка и положили на них свои одежды. Иисус сел на осленка и поехал в
город, предшествуемый толпой с пальмовыми ветвями в руках. Когда Он подъезжал к
Иерусалиму, Его вышло приветствовать множество народа. Одни постилали пред Ним
свои одежды, другие срезали ветви деревьев и устилали ими дорогу. Весь народ
славил Иисуса и восклицал: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя
Господне! Осанна в вышних!»
И вошел Иисус в храм Божий, и
выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков, и
скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы
наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением
слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых
Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.
Праздник Входа в Иерусалим от
употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также
Неделей ваий и Вербным Воскресением.
Церковь напоминает этот
торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и
воспевает. (Кондак, глас 6-й):
«На престоле на небеса, на
жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание
приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».
За утреней присутствующим
раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с
пальмовыми ветвями в руках.
На Руси верба
ассоциировалась с пальмовыми ветками, которыми толпа людей встречала и
приветствовала въезжавшего Иисуса Христа в Иерусалим. На праздник принято
освещать вербу и хранить ее дома весь год в переднем углу за иконами.
Считается, что верба имеет свойство наделять здоровьем людей и скот,
предостерегать от болезней и от нечистой силы. Существует много обычаев и
поверий на целебные свойства вербы.
Один из древних
обычаев обогащает детей здоровьем: родители, придя из церкви с освященной
вербой, начинали стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест,
бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно». Также, в народе кроме детей
хлыстали освещенной вербой и себя, чтобы пополнить себя здоровьем, при этом
приговаривая: «Не я бью, верба бьет». Освещенной вербой еще постегивали и
новобрачных или молодых девушек, для того, чтобы у них родилось немало здоровых
детей.
В Вербное
воскресенье был еще обычай стегать вербными ветками скотину, приговаривая: «Как
вербочка растет, так и ты расти». Верили, что это добавит скоту здоровья и
обережет от нечистой силы. Вербу давали съесть скоту перед первым выгоном на
поле и веточки освещенной вербы клали в сараи и хлева.
Еще было поверие,
что верба обладает целебной силой и люди брали с освещенных веток вербы по
девять шишечек и съедали их. Считая, что это обережет их от лихорадки. А во
время грозы брали освещенную вербу стоящую рядом с иконой и ставили на
подоконник, так верили, что это спасет от попадания в дом молнии.
В Алуште православные также праздновали вербное воскресенье. На утренней
молитве Церковь Всех
Крымских святых и Феодора Стратилата не
вместила всех желающих. Многие расположились на улице, слушая молитвы по
репродуктору. Пришло очень много людей, все с веточками вербы. К началу
освящения вербы, улица 15-го Апреля заполнилась верующими от церкви до входа на
рынок. Как всегда, большую помощь оказали казаки. Они охраняли общественный
порядок, направляли движение транспорта.
Шел
крестный ход Впереди казак нес большой крест. Далее несли хоругви. Священник
освящал вербу и верующих святой водой. Делал он это обыкновенным веником.
Люди
радовались входу господа в Иерусалим. Закончился пост Великой
четыредесятницы. Впереди Страстная неделя и Пасха.
Автор Шевченко
Константин Владимирович Email: almin13@mail.ru
Фоторепортаж смотрите по ссылке:
: http://nash-kirim.at.ua/photo/alushta/alushta_prazdniki/61-2-0-0-2
По материалам сайтов:
. http://www.church-fete.ru ЗАВЕТ.RU interlit2001.com
|