Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства Диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы. Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, - поет Церковь в каноне Пасхи. Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, - ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи). Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни "Возстану бо и прославлюся" подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. Пасхальную утреню, "веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых", начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи, Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых Царских Вратах священнослужители тихим гласом поют стихиру: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". После этого отверзается завеса и священнослужители снова поют эту же стихиру громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, уже более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до половины "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех". Певцы, стоящие на средине храма, заканчивают: "И нас на земли сподоби". Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, - это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити", Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, "веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху". Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке. Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне. Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение и священнослужители трижды поют: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Затем священнослужители поют стихи: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его". "Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня". "Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся". "Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь". На каждый стих певцы поют тропарь "Христос воскресе". Затем предстоятель или все священнослужители поют "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Певцы оканчивают "И сущим во гробех живот даровав". Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа. С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: "Христос воскресе!" начиная, таким образом, свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа - два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа - Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие. Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Кулич - это род артоса на нижней степени освящения. Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи? Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе. Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы. Одной из достопримечательностей города Алушты является Храм Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата, который расположен на Южном берегу Крыма. Храм был построен по указанию графа Воронцова, который решил совершить благородный поступок и обустроить Южный берег. Разработка проекта была доверена самому Торичелли и в результате его трудов 30 ноября 1842 года произошло освящение Храма Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата. Основой проекта храма стали сельские церкви в Англии, этим он стал, сильно отличаться от остальных церквей и храмов. Готический стиль, в котором построен храм, притягивает к себе внимание. Сами горожане очень любят свой храм и всегда стараются сделать его красивым и ухоженным. Церковная утварь обошлась по тем временам в довольно большую сумму денежных средств, которые были выделены государством. Храм был украшен двадцатью иконами, а иконостас для храма изготовлен из липы. Для изготовления иконостаса свои личные денежные средства пожертвовал один из жителей Черниговской губернии. В начале двадцатого века в храме произошли некоторые изменения в архитектуре. К храму пристроили дополнительно пономарню, ризницу и поставили новый престол. Для того чтобы расширить храм, необходимы были финансовые средства, которые горожане охотно жертвовали на обустройство своего любимого храма. В это же время произошло повторное освящение Храма Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата, которое проводил архиепископ Димитрий. После Великой Отечественной Войны храм пережил самое трудное свое время. Сам храм был закрыт и в его стенах был открыт клуб. За время существования клуба храм подвергался разрушениям, и его несколько раз перестраивали. Все это привело к тому, что храм просто невозможно было узнать. Однако в 80-х годах жители Алушты решили провести полную реставрацию, для того чтобы вернуть Храму его настоящий облик. Можно даже сказать, что храм, открывший свои двери после реконструкции, стал еще красивее, благодаря трудам неравнодушных людей. В Храме Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата мы встретили светлое Христово Воскресение. Настоятель храма, благочинный Алуштинского округа протоирей Михаил Халюто со священниками храма служили праздничную службу. Был крестный ход. Затем были освящены куличи и пасхи прихожан.
Автор Шевченко Константин Владимирович Email: almin13@mail.ru
Фоторепортаж смотрите по ссылке: http://nash-kirim.at.ua/photo/alushta/alushta_prazdniki/61 По материалам сайтов; http://www.beregkryma.ru http://www.homutovo.ru