Античный Крым
в контексте Евразийской цивилизации.
(Отрывки из
монографии Шевченко О.К. «Герои. Цари.
Боги.»).
Как-то одним прелестненьким осенним вечерком, из тех теплых, мягких, но
уже далеко не выжигающих часов которыми славная сентябрьская земля крымская, на
песчаном пляжике морского лиманчика Донузлав, под чахлой оливой и над мощной
бутылкой с Мадерой, Автор застал беседующих Историка и Философа.
Здорово други! -
сказал Автор, ибо это были его студенческие приятели.
И тебе не
хворать! - практически хором рявкнули собеседники.
И над чем мы головы ломаем? -
поинтересовался подошедший и авторитетно усевшийся рядом с бутылкой вина Автор.
Обсуждаем вопрос о сакрализации власти, -
бойко протараторил Философ.
Решаем задачу: какую форму принял культ
эллинистических царей на Боспоре в IV в. до н. э., - степенно вознес свои слова Историк.
Автор был озадачен.
Ничего не понял,
- сказал он, – это что же, вы просвещаете друг друга в разных темах?
Как раз в
одинаковых, – ответствовал Философ. – В смысле общаемся мы по одной теме, а вот
подходы к ней разные.
Совершенно
точно, – сказал Историк и сам удивился собственной солидарности с Философом.
А как тема
называется? – еще раз уточнил Автор.
Формально
«Герои. Цари. Боги. (Античный Крым в контексте Евразийской цивилизации)», -
ответил Историк.
Ага, только
вот на вопрос о чем разговариваем, мы опять дадим разные ответы. Мне кажется,
наш диалог идет как одесский корабль: курс один, а ход то «Вперед», то «Назад»,
– не замедлил навести «тень на плетень» Философ.
Историк покосился
на коллегу, но уточнять кто из них дает команду «вперед», а кто «назад» не
стал.
Ясно… –
ответствовал Автор наливая себе Мадеры, – а договориться о плане беседы не
смогли, разумники?
Смогли, -
сказал Историк. – Вот сейчас выясняем «Теоретические предпосылки исследования».
Ага, -
грустно просквозил словами Философ – только я уже запутался во всех этих
источниках, Дионисиях, Страбонах, лапидариях и прочих эпиграфиках со
стратиграфиями.
Он еще жалуется! – разжевывая каждое слово,
поцедил Историк. - А кто меня терзает своими методами, подходами,
синергетиками, дискурсами, ризомами, каузальностями и прочими когерентностями в
придачу
Историк широко распахнул
глаза, отхлебнул глоточек Мадеры и очень напряженно уставился на
разглагольствующего Философа, абсолютно не замечашего что его быстрота речи
могла поспорить с его же громоподобным голосом - Во-первых, Античный Крым это
естественные истоки Евразийской общности
в ее локальном, конкретном проявлении. Ибо, благодаря Скифскому царству и
Боспорскому государству, Античный Крым как социо-культурный и политический
регион существовал на двух материках – Европе и Азии (по представлению жителей
тех лет). Он сумел объеденить в себе эллинское и варварское, Северное и Южное.
В таком разрезе он представляет собой замечательный образец эллинистического,
то есть евразийского взгляда на мир. А вопрос о происхождении обожествления
Архонтов, Царей, Законов - напрямую связан с его геополитическим положением. Во-вторых,
вопрос о сакрализаци целого ряда институций и персоналий Античного Крыма – не
имеет положительного решения. Историки расписались в бессилии разрешить эту
загадку. Предлагаются версии, которые могут претендовать лишь на статус
постулатов
- - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Эллинизм- это Евразийская цивилизация, а Античный Крым с такими разными
социо-культурными и правовыми образованиями как Херсонесская республика,
Скифское и Боспорское царство источник Евразийства вообще и Эллинизма в
частности? Смелое заявление, мощное. Но наверное оно основанно скорее на
интуиции чем на фактах?
- - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - -
- - - -
Более двух тысяч лет назад существовало Боспорское царство. Пожалуй, во
всем Северном Причерноморье нет другого такого политического образования,
история которого вызывала бы столько споров и дискуссий. Причем интерес ученых
к этому государству - явление стойкое и весьма давнее. Достаточно сказать, что
одно из самых ранних исторических произведений, посвященное боспорским
династиям, принадлежит перу Р. Ренецио и датируется 1570 г. [Сапрыкин, 1996, с.
6].
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
почти 200-летнюю историю изучения Боспора интересующая нас тема всегда
стояла на втором плане и затушевывалась другими, возможно, казавшимися авторам
более важными. Можно насчитать три волны активизации интереса к проблеме:
начало и середина ХХ века, начало ХХI века.
Во всех случаях исследователи обращались к методу аналогий на фоне
общей дискредитации этой методологии в исторической науке. Во всех случаях
обожествление Перисада I
рассматривалось в контексте очень нестандартных и оригинальных авторских
концепций динамики развития верховной власти на Боспоре.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Сакрализация явилась
естественным процессом в рамках разрушенной власти авторитета, но с сохранением
мощной горизонтали власти. В этих условиях сильной личности, олецетворявшей
де-факто государство не могло быть иного пути как обожествить саму себя.
Возможно, в основе лежали цели собственного самоутверждения в своих внутренних,
моральных глазах. Это был мистический психо-физиологический акт инициации,
позволявший индивидуальности выбросить собственное "Я” за пределы потестарных
норм поведения. Ведь они, эллинистические цари, вынужденны были ломать устои
прежней жизни, разрушать обычаи, балансировать на грани деспотизма и
богохульства. Брать всю ответственность за нравственность, право и закон на
себя. А ведь эллинистические государи-боги - были не более чем люди своей
эпохи. В них жили легенды прошлого, ценности общинного уклада жизни. Смешно
думать, что такие мощные, генетически внедренные императивы поведения могли
сползти с человека за 20-50 лет.
Отсюда вывод - обожествление
царей в эпоху эллинизма есть факт самоотречения личности от диктата прошлого,
легитимация собственного поведения с одной стороны, и мощное русло выхода
религиозной чувственности подданных с другой. Мифологическое сознание в этом
процессе играло являлось лишь формой заявленных процессов. Оно выступало как
ритуал, имя и не более того.
Автор Шевченко Олег Константинович skilur80@mail.ru
skilur280@mail.ru
Постоянные адреса хранения полного текста монографии:
Ø
Репозитарій електронних
версій книг Національной
бібліотеці України ім. В.І. Вернадського http://www.nbuv.gov.ua/eb/repository.html
Исследовательский центр: «Сакрализация власти в
Античности» http://antika-vlast.at.ua/load
Источник: http://antika-vlast.at.ua/load |