Вторник, 23.04.2024, 10:18
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

КРЫМСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Евреи в Крыму. [1]
Русские в Крыму. [2]
Украинцы в Крыму. [2]
Итальянцы в Крыму. [1]
Немцы в Крыму. [1]
Армяне в Крыму. [1]
Крымские татары [1]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Крым многонациональный. » Армяне в Крыму.

    Армяно-григорианская церковь св. Николая в Евпатории.
    Армяно-григорианская церковь св. Николая

        До начала VI века армяно-григорианская церковь была едина с восточно-православной византийской. Расхождение ее с католиками и православными состояло в защите монофизитства, в признании Христа Богом, а не богочеловеком. Около 301 года армяно-григорианская церковь становится государственной церковью Армении, ее основателем и первым католикосом был Григорий Просветитель.
        В результате политических событий, происходивших на исторической родине армян в VII – XI веках (войны между Византией и Багдадским халифатом из-за Малой Азии, Армении и Сирии), в XI веке армянские переселенцы оседают в Крыму.          Наиболее крупное переселение армян на Таврический полуостров произошло в XVII веке в связи со случившимся в Армении голодом и движением джелалиев. В 1778 году в период царствования Екатерины II из Крыма массово переселили христиан, в том числе армян. Например, из Козлова (Евпатории) в Азовскую губернию их было переселено 1304 человека.
        В конце XVIII века многие «крымские» армяне перебираются назад, считая Крым более прибыльным местом по сравнению с другими. Таким образом они положили начало новой армянской колонии на полуострове. В своем рапорте от 25 июня 1795 года городские власти города доносили: "Пожелавшие остаться по г. Евпатории в купеческом и мещанском звании нахичеванские армяне, находят главною причиною, что они будучи издревле здешние уроженцы и зная совершенно производство здешнего торгового промысла, имеют более способов производить оную и через то приобресть капитал”.
        В Евпатории армянские купцы начинают развивать торговлю в крупных размерах, особенно после присоединения Крыма к России. В обращении армянского купца Александра Гачадурова (Аветика Хачатурова) к Его Светлости князю Григорию Александровичу Потемкину Таврическому от 10 ноября 1788 года говорится: «Осмеливаюсь донести Вашей светлости, будучи я турецкоподанный присягнул в российское вероподданство. А как в 1787 году августа 14 числа прибыли мои товары на 6 тысяч четыреста сорок четыре рублей в Козловскую таможню в казну взяли, а мне объявили, эти деньги отданы будут в проценты и Вам возращены будут сполна. Я как доныне не получал ни копейки и нахожусь в долгах».
        По сообщению В. Кондараки, некий Григор-ага держал в Евпатории караван-сарай. Путешествуя по Крыму в 1825 году, видный армянский путешественник, этнограф, член конгрегации мхитаристров Венеции Минас Бжишкян говорит о существовании в Евпатории армянской общины, состоявшей из 90 армянских домов с недостроенной церковью св. Никогайоса. «18 июня 1817 г. на месте первой церкви они основали нынешнюю каменную церковь того же имени, воздвигнутую величественно на широких арках; церковь имеет три двери и колонный двор; но до сих пор остается без крыши; армяне богослужение проводят в часовне.»
        В Евпатории до 1778 года уже существовала церковь святого Никогайоса (Սուրբ Նիկողայոս (Сурб Никогайос), позднее сожженная татарами. Строительство новой церкви было завершено, как считает В.А. Микаелян, только в 30 – 40-х годах XIX века. Однако определение времени сооружения храма вызывает сильные сомнения Так, Н. Мурзакевич, описывая поездку в Крым в 1836 году, рассказывает: ”По примеру караимов, построивших красивую синагогу, и они (армяне. – М.К.) было принялись строить красивую церковь; но по недостатку денег не кончили ее''.
        Об армянах Евпатории в 1850 году говорит исследователь города Г. Спасский: армяне принадлежат двум направлениям, армяне аррианского исповедания имеют собственный храм, но от недостатка ли сумм или от скупости строителей, храм этот доныне не окончен. Сейчас можно только утверждать, что армянская церковь действовала в 1864 году.
        Армянская община в Крыму возглавлялась епископом, имела свои церкви и несколько монастырей. Многовековая борьба между католической и григорианской церквями вылилась в раздел     армянской церкви на армяно-григорианскую и армяно-католическую. К 1888 году в Евпатории проживало 159 человек армяно-григорианского вероисповедания и 177 армян-католиков.
         Здание армянской церкви расположено в центре города на ул. Интернациональной и относится к типу крестово-купольных трехнефных базилик аналогичных постройкам древней Армении с элементами классицизма. Это прямоугольная в плане постройка с круглой апсидой с восточной стороны. Купол на восьмигранном барабане возвышается над парусами поверх четырех подпружных арок, опирающихся в свою очередь на столько же гладких круглых колонн в центре храма. Диаметр колонн около 0,80 м, высота 5,0 – 6,0 м, их внешний вид не характерен для армянской архитектуры, а более напоминает античную или классическую архитектуру. Распор купола гасился переброшенными по сторонам боковым арками. На двух парусах сохранились стилизованные розетки в овальных рамках, на двух других парусах сохранились только овальные рамки.
        Из основного контура культового сооружения выступают три крытых крыльца – центральный западный и два боковых. На фасаде сохранились 2 колонны, выше которых наблюдаются следы кронштейнов, служивших опорой для трех подпорных арок свода, и разорванный карниз. Наличие разорванного карниза предполагает существование пристроенных сооружений. Над самыми входами в стенах постройки обозначены полуциркульные арки с выделением замкового камня; по сторонам вырезаны пилястры, поддерживающие триглифный фриз и раскрепованный карниз. Еще выше расположена полукруглая ложная арка, от которой с внешней стороны выступает только архивольт.
        Освещение церкви – двухсветное: в нижнем ярусе над прямоугольными наличниками окон с узорной металлической решеткой, над слабо выделенным прямым сандриком переброшена закрытая арка, архивольту которой придана килевидная форма: изнутри она выглядит как полукруглая ниша. В интерьере, по боковым сторонам жертвенника и дияконника расположены аналогичные окна, но меньших размеров.
         В арочной нише снаружи алтарного окна вырезан маленький хачкар (0,20 х 0,25 м). Еще выше расположены круглые, с крестообразной металлической решеткой окна, первоначально, вероятно, с витражами. Любопытно, что внутри они иной формы – прямоугольные с полукруглым перекрытием. Под выносным карнизом расположен двухъярусный поясок сухариков. В местах примыкания перекрытий над входами они отсутствуют.
        Первоначальная черепичная кровля не сохранена, а заменена шиферной. Над восточной частью храма, алтарем и боковыми приделами, крыша немного ниже остальной. Стены церкви сложены из хорошо обработанных блоков сарматского известняка с четко выдержанной раскладкой блоков; кладка на извести. Фресковая роспись не сохранилась, а ее последние остатки отслаиваются в конхе, однако и на них не просматриваются какие-либо силуэты. В дверях – витражи. Солея – деревянная, жертвенник и дияконник с деревянными дверьми, над ними также переброшены арки. В порталах был применен люнет – арочный проем, широко использовавшийся в древнеармянском зодчестве (храм в Аване). В люнете западного входа была выполнена ниша. В северо-западном углу здания установлен контрфорс для укрепления здания.
        События Крымской войны 1853 – 1856 годов поставили своеобразную «метку» в евпаторийских караимских кенаса в виде ядра русского происхождения, упавшего и неразорвавшегося, а позднее вмонтированного в западную стену Соборной кенаса и в «неразборчивом автографе солдат армии союзников, процарапанном на южной стене армянского храма с. Николая».
    В отчете Евпаторийской городской управы за 1909 – 1911годы говорится о существовании в городе армянской церковно-приходской школы, в которой на 1910 год обучался 21 учащийся.       Армянская община в городе процветала до начала революционных событий в стране. Здания, сохранившиеся рядом с церковью, со слов старожилов, служили школой и подсобными помещениями, вокруг был разбит фруктовый сад. Армяно-григорианскую церковь города в 1916 году возглавлял священник К. Тиманьянц, армяно-католическую – священник А.П. Беданов.
          С 90-х годов XX века здание церкви используется армянской общиной, здесь же устроена воскресная школа.
    В 1994 – 1995 гг. Крымской КАРМ института «Укрпроектреставрация» (автор – архитектор Гукасян Г.А.) подготовлен проект реставрации Армянской церкви в Евпатории, который так и не был реализован.
    2006 г.
    Автор: М.В. Кутайсова

     
       Фото по ссылке: http://nash-kirim.at.ua/photo/krym_mnogonacionalnyj/armjane_v_krymu/63

    По материалам сайта::  http://old.commonuments.crimea-portal.gov.ua     



    Источник: http://old.commonuments.crimea-portal.gov.ua
    Категория: Армяне в Крыму. | Добавил: конст (22.04.2012)
    Просмотров: 2118 | Комментарии: 3 | Теги: Crimea, լուսանկարներ, Крым, որ հայերեն Սուրբ Նիկոլաս, армянскмй храм | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: