Шевченко О. К.
(Украина, Симферополь).
Тезисы 2004
г.
Взаимодействие государства и конфессий
в условиях Крыма.
Современная действительность мира
характеризуется очередным обострением межнациональных конфликтов, которые часто приобретают форму межрелигиозной вражды
хотя их глубинные причины лежат в сфере экономических и политических отношений.
В качестве катализатора конфессиональных конфликтов, как на межгосударственном
уровне, так и внутри государства выступает политика поощрения религиозного
фанатизма. Заявленная тема выходит за
рамки чисто академического интереса и приобретает важное практическое значение,
ибо изучение особенностей взаимоотношения государства и конфессий позволит лучше распознать кризисную ситуацию
и определить возможности ее разрешения. Если
принять во внимания тот факт, что Крым оказался в ситуации зарождения
этноконфессионального конфликта, то тему следует признать обоснованной во всех
отношениях.
Актуальность темы диктует цель и задачи
исследования.
Цель – рассмотреть
взаимоотношения государства и конфессий в Крыму.
Задачи:
1.
Определить границы и сферы соприкосновения государства и конфессий.
2.
Рассмотреть условия и факторы взаимоотношений
государственной и церковной власти в Крыму.
3.
Определить перспективы взаимосвязи государства и
конфессий.
В
качестве объекта исследования
выступает феномен взаимосвязи государства и конфессий, а в качестве предмета – специфические условия этой
взаимосвязи.
Общество,
как самоорганизующиеся система нуждается в регламенте деятельности ее субъектов.
Главным фактором этого объективного процесса выступает власть в качестве
определенной формы правления. В системе власти, вертикаль обеспечивает ее
стабильность и устойчивость, а горизонталь - задает "правила социальной
игры". В этом отношении вертикаль и горизонталь власти соотносятся
между собой как форма и содержание.
Вертикаль
власти представлена официальными институтами государства: органами судебной,
исполнительной и законодательной власти. Горизонталь, представлена явным или
неявным гражданским обществом. Последнее понимается как «свободное сообщество равных людей, способных к
творческому созиданию своего общежития и осуществлению своих потребностей как
на уровне частной, так и публичной жизни» [3. С. 27].
Эта
горизонталь также предполагает свою собственную систему координат. В частности,
конфессия имеет свою вертикаль – это церковная иерархия и ее институты, а
горизонталь – все верующие прихожане.
Сосуществование
этих систем обусловлено диалогом конфессии и государства, который выступает,
фактором социальной регуляции людей в направлении осуществления гражданского
согласия. Этот диалог обеспечивает
гражданские ценности солидарности и согласия, которые выступают ориентирами на
осуществление диалога общества и власти в целом, укрепляет систему коммуникативных
отношений, формирует оптимальную взаимосвязь, взаимодействие и
взаимообусловленность вертикали власти и горизонтали общественных отношений.
Конфессии
нуждаются в оказании помощи со стороны государства, это обусловлено
необходимостью обеспечить гражданское согласие как предпосылку становления
гражданского общества.
Однако,
попытки политизировать религиозные взаимоотношения, превратить конфессии в
заложники государства через сращивание государственной и конфессиональной
вертикали власти, ведут к социальным колизиям (Иранская революция, режим
талибов в Афганистане, джихад Чечне). К общественным катаклизмам ведет и
противостояние государства и конфессий.
Похоже, что для Крыма характерно и то, и другое.
Наиболее
активной конфессией в Крыму является ислам. В форме его собственной вертикали
власти, выступает Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК). Однако
напряженная ситуация в сфере социально-экономических и социально-политических
отношений Меджилиса, как представительного органа Крымских татар, и Верховного
Совета Крыма, олицетворяющего государственную вертикаль власти, определила
тенденцию втягивания исламской конфессии в политические игры.
Глава
Меджлиса М. Джемилев поручил региональным меджлисам «взять все мечети под свой
контроль» [1. С. 3], что свидетельствует о
подмене ДУМК - Меджлисом. Меджлис не отказывается от своих претензий на
обеспечение вертикали государственной власти Крымско-татарского народа.
Дальнейшее развитие этой политики может привести к тому, что любое действие со
стороны конституционной государственной власти в адрес Меджлиса, в сознании
крымских татар, будет приобретать религиозную окраску. Это тем более опасно,
что «для исламского фактора важно, как он оформлен институционально» [2. С. 67]. Если он выступал как мощная, но пассивная сила, способствующая толерантной интеграции Крымских татар в крымский социум [4. C. 11], то теперь, будучи вписан в агрессивную политику Меджлиса, он может стать инструментом дестабилизации общества в целом.
Есть
все основания считать, что происходит трансформация напряженной политической
ситуации в межрелигиозный конфликт на этнической почве. На данном этапе это
лишь тенденция, но ее игнорирование
может привести к социальным потрясениям.
Список использованной литературы.
1.
Аджиев Л. Меджлис берет мечети под собственный
контроль // Полуостров. - №34 (84) – 27.09.04 – 2. 09. 04. – С.3
2.
Габриелян О. А. Политические процессы в Крыму.
Последнее десятилетие ХХ века. – Симферополь: Таврия, 2000. – 160 с.
3.
Гражданское общество. Истоки и современность / Под
научной редакцией И. Кального. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. – 296 с.
4.
Григорьянц В. Э. Этно-конфессиональные аспекты
политики интеграции в Крым // Межконфессиональный диалог как условие для
достижения подлинной религиозной свободы в полиэтничном Крыму (материалы
межконфессиональных чтений). - Симферополь, 2001. - С. 5-11.
|